Модель выпускника

МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «ПСИХОЛОГИЯ»

 

Модель выпускника – это система качеств личности специалиста-выпускника Академии Кайнар. Основным системообразующим элементом модели выпускника современного вуза мы рассматриваем компетентность будущего специалиста. В современной педагогике и психологии высшего образования наряду с понятием «компетентность» используются такие категории, как «компетенции», «ключевые компетенции», «квалификации», «ключевые квалификации», «профессионально важные качества». Огромное разнообразие определений этих понятий объединяет активность, действенность имеющихся знаний и опыта. Активность – это деятельностное состояние субъекта. Активность определяет качество деятельности (результаты, процессуальные особенности) через отношение субъекта к деятельности (комплекса внутренних побуждений, установок, мотивов, направленности интересов).

Основные задачи модели выпускника:

  • обеспечение качественной подготовки квалифицированных конкурентоспособных специалистов на основе сочетания передовых инновационных технологий с научно-практической деятельностью;
  • удовлетворение потребностей работодателей в высококвалифицированных специалистах;
  • организация и проведение фундаментальных и прикладных научных исследований;
  • подготовка кадров с высшим профессиональным образованием;
  • сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей общества, патриотическое воспитание молодежи.

В структуре активности выделяются следующие компоненты:

  • потенциальная активность – состояние готовности и стремления к деятельности; это мотивационно- личностная основа активности, включает потребности, мотивы, цели,а также инструментальную основу активности(знания, умения, опыт);
  • механизмы саморегуляции, которые переводят потенциальную активность в реальную (выбор мотивов и целей, принятие решения, достижение цели, самооценка);
  • реальная активность – психическая и (или) предметная деятельность субъекта.

Исходя из структуры активности личности понятие «компетентность», как мы полагаем, оказывается синонимичным понятию «потенциальная активность» -готовность и стремление к деятельности – включает в себя знания, умения, опыт (инструментальная основа активности), а также потребности, цели и мотивацию деятельности.

 

КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ МОДЕЛИ ВЫПУСКНИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «ПСИХОЛОГИЯ»

Основным системообразующим элементом модели выпускника является компетентность будущего специалиста. Компетентность выпускника, включает компетентность профессиональную (готовность, стремление трудиться в определенной профессиональной сфере деятельности) и компетентность социально – психологическую (стремление и готовность жить в гармонии с собой и другими, гармонии самости и социумности).

В свою очередь, каждая из этих компетентностей, разделяется на общие (базовые, ключевые) компетенции, общие для всех выпускников всех вузов и специальные компетенции, необходимые для успешной трудовой деятельности в определенной профессиональной среде. Таким образом, в нашей модели выпускника отчетливо различаются четыре блока компетентностей:

  1. общая профессиональная компетентность,
  2. специальная профессиональная компетентность,
  3. общая социально – психологическая компетентность,
  4. специальная социально – психологическая компетентность.

В состав общей профессиональной компетентности входят компетенции в сфере научно-исследовательской, проектно-конструктивной, административно-управленческой, производственной, педагогической деятельности. Специальная профессиональная компетентность (квалификация) – степень и вид профессиональной подготовки выпускника, наличие у него профессиональных компетенций, необходимых для выполнения определенной профессиональной деятельности. Их содержание определяется государственными квалификационными характеристиками.

Социально – психологическая компетентность представляется нам динамичным интегративным личностным образованием, состоящим из трех взаимосвязанных и взаимопроникающих частей – перцептивной, коммуникативной и инерактивной. Общая социально – психологическая компетентность – готовность и стремление эффективно взаимодействовать с окружающими, понимать себя и других при постоянном видоизменении психических состояний, межличностных отношений и условий социальной среды. Специальная социально – психологическая компетентность – включает социальные и психологические компетенции, обеспечивающие продуктивность непосредственной трудовой деятельности специалиста.

Модель выпускника, имеющая в качестве основного образовательного конструкта компетентность будущего специалиста, определяет в качестве стратегической задачи вуза проблему формирования и развития компетенций – готовности и стремления к деятельности. Тактической задачей педагогической системы вуза в таком аспекте становится проблема развития познавательной активности студента в каждом из представленных блоков модели компетентности выпускника. Такая модель служит основой для разработки и реализации модели подготовки специалиста.